Logo_v4 молодежный медиапроект
Поле зрения Телеверсия Репортаж Дебаты Субъектив Интервью
Все теги
ЕР КПРФ ЛДПР Наши Оборона Правое дело РНДС РСДСМ СР ФСМ Яблоко
О проекте
19.11.08

Политика не черно-белое пространство

К дискуссии вокруг роспуска СПС // Сергей Симонов

На выходных произошло то, о чем пророчествовали вот уже несколько месяцев и чего так не хотела Мария Гайдар: партия «Союз Правых Сил» самораспустилась. Скорее всего, г-н Гозман действительно взял курс на роспуск СПС, что называется, во что бы то ни стало, но правда (для кого горькая, для кого менее) заключается и в том, что большое количество членов партии — а в регионах, возможно, подавляющее большинство — осознанно и безо всяких подсказок проголосовало за ликвидацию…

Яна Комогорцева выразила в своем последнем материале мысли многих оппозиционных пользователей рунета в связи с роспуском СПС: «Кремлю снова захотелось поиграть в партстроительство». Также она пишет, что новый системный правый проект — это «кремлевские пляски на костях партии, созданной естественным, а не рукотворным путем». Возражения доводам моей коллеге по «Полит-грамоте» лежат, на мой взгляд, на поверхности, тем не менее я не поленюсь их здесь изложить.

Что значит: партия СПС была создана естественным путем? Может быть, появление СПС за считанные месяцы до выборов или, точнее, «под выборы» в Госдуму 1999 года называется у нас естественным путем образования политического объединения? Так сказать, склеили аккурат под выборы быстренько структуру, вот тебе и естественный путь образования. Только где-то мы это уже проходили… Точно, появление «Гражданской силы» перед выборами 2007-го тоже, наверное, создание партии естественным путем? По крайней мере, г-н Барщевский вряд ли возразит. Данному сравнению, однако, возразили бы некоторые оппозиционеры: как же это можно сравнивать создание какой-то кремлевской «Гражданской силы» и светлый порыв идейных демократов из СПС объединиться перед важными выборами 1999-го?..

Романтики — борцы с режимом, я должен вас разочаровать: избирательный блок СПС создавался в те осенние месяцы, как известно, не в последнюю очередь с целью поддержать тогдашнего премьер-министра Владимира Путина, под его знаменами шли тогда наши право-либералы. Под знаменами «кремляди» многие из первооткрывателей «Союза Правых Сил» остались и впоследствии: нынешний глава «Росатома» Сергей Кириенко, множество бывших депутатов СПС, перешедших в «Единую Россию» (в том числе все три депутата от СПС предпоследнего созыва), ну и, конечно, last but not least Анатолий Чубайс — новоиспеченный глава «Роснанотеха» и бессменный финансье российских либералов. И что, все эти люди — предатели либеральной/демократической идеи? Конечно, можно воспринимать политику как сказку, в которой с первых строк очевидно, кто злодей, а кто положительный герой. Политика как черно-белое пространство — это мило и романтично, но к реальному восприятию политических процессов никакого отношения не имеет. Если все обитатели Кремля — предатели демократии и авторитарные бюрократы, то кто тогда, по-вашему, является героями положительными? Может быть, Гарри Кимович Каспаров, который норовит свести любую объединительную инициативу российских демократов к своему диктату? (Вот уж истинный демократ!) Или Эдуард Лимонов — легендарный писатель, политическую деятельность которого многие его почитатели с превеликой бы радостью замолчали?

Нет, политика — это не черно-белое пространство. Политики во многом должны быть прагматиками, должны владеть искусством компромисса. И что в данной ситуации разумнее: работать на выделенном тебе системном поле или не работать в рамках этого поля вообще, дожидаясь неких «лучших времен», — лично я не торопился бы с ультимативным ответом на этот вопрос. Скорее, обе формы демократического движения имеют право на существование. Кто-то должен иметь возможность работать в Думе, в региональных парламентах и влиять по мере своих сил на законодательные процессы, а кто-то в жесткой форме указывать с улицы на неправомерные действия власть имущих. Изначально отвергать одну из двух форм развития демдвижения, клеймить других позором и кричать с порога о предательстве — это, по меньшей мере, непродуктивно. Политика это еще и дипломатичность.

Поспорьте со мной, но я убежден, что Россия естественным путем движется к демократизации государства и общества. Наше поколение — это уже не поколение царистов, сталинистов, комсомольцев, наше поколение свободное, и эту свободу у нас уже не отнять, мы привыкли путешествовать, где хотим, читать, что хотим, смотреть, что хотим, да и говорить, что хотим, — регресс уже невозможен априори. И в будущем мы будем творить политику именно как люди, выросшие в демократической стране (какой-никакой, но много более свободной, чем когда-либо прежде), будем творить как демократы. И для этого вовсе не обязательны новые демократические революции, уличные перевороты, каспаровы у власти. России больше не нужны революции, нам нужно постепенное развитие — поступательная эволюция. И пусть более умеренные и конформистские из нас работают в системных демократических проектах, в региональных парламентах и муниципальных советах, пытаются работать на изменение системы или скорее даже на изменение мышления изнутри; иные, более боевитые, пусть участвуют в уличных акциях и демонстрациях. Не стоит обвинять всех, кто не марширует на улицах в предательстве. В конечном итоге, главное в политике — это осязаемый результат, а не плакативная честность.

Сергей Симонов,
Полит-грамота

Теги: Сергей Симонов, Субъектив, Яна Комогорцева

Оставить комментарий

Подпись:
Защита от роботов:
captcha

Комментарии

17:08 19.11.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

Первая часть правильная, а вторая это какой-то бред. Нынешнее поколение как раз поколение царистов, комсомольцев и сталинистом. При этом они действительно привыкле к свободе читать что угодно. Вот только путешествовать куда угодно это слишком. На Дальний Восток билет хрен купишь. Скорее в Европиндосию хватит. Так вот это поколение свободных людей, которое свободно выбирает Сталина, Российскую империю и Путина. И ненавидит либерастов. Всех вместе взятых. Регресс не возможен, а вот реванш да.

19:16 19.11.08
Евгений

Практически согласен со всем, за исключением наезда на комсомол (видимо, имелась ввиду бюрократизированная поздняя верхушка). Ну и не стоит забывать, что бытие определяет сознание (система тоже меняет людей - не только наоборот!)

20:28 19.11.08
Сергей Симонов

Израиль, может быть Вы и правы (со свободным выбором Сталина), но я надеюсь и верю что нет.
Евгений, да, бесспорно, госмашина тоже меняет людей, но история к счастью знает и много обратных примеров - когда светлые головы, пришедшие во власть, смогли реализовать свои идеи вопреки сопротивлению. Здесь многое зависит от масштаба конкретной личности, мне кажется. Единственное, что, возможно, особенно развращает российских чиновников и высокопоставленных лиц так это невероятная африканская по своей сути коррупция.

20:45 19.11.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

Это надо принять как есть. И вместо заметок о положении дел в карликовых партиях типа СПС писать о том, что происходит на левом фронте и в партии власти. Тут на сайте 10 "аналитиков" и каждый пишет об этой долбаной СПС и правом деле.

21:10 19.11.08
Сергей Симонов

Израиль, напишите о положении дел на левом фронте - мы не против. Мы приветствуем любое мнение/любую позицию на ПГ (лишь бы материал был написан нормальным русским языком).

21:51 19.11.08
н

На левом фланге происходит как всегда бред сивой кобылы - тысяча каких-то ркп(б)вгдежз, в которых не может разобраться никто вообще. объединились они в левый фронт какой-то и вообще исчезли. Ну если вы млять объединились - создайте по этому поводу шумиху, лузеры! Не могут же. левые идеи в таком виде в каком они существуют сейчас - никому не интересны вовсе. Это пародия на коммунистов-социалистов. Если вдруг что-то серьезное появится слева - все 10 аналитиков кинутся писать про это. Все в порядке вещей, каждому - по способностям.

23:06 19.11.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

Левые идеи поддерживают не менее половины граждан России, а либеральные - 1%. И ничего более внятного у либералов не происходит. Тем не менее о них здесь пишут как о главных спасителях России.

00:38 20.11.08
Яна Комо­гор­це­ва

Сергей,я думаю,что все-таки между Россией 99 года и сегодняшней слишком много различий,когда правление Путина только начиналось его действительно поддерживали лидеры СПС,но тогда просто мало кто,кроме самого Путина, знал,что будет дальше,куда пойдет страна,были какие-то надежды...святых нет,это понятно,Каспарова и Лимонова я всерьез не воспринимаю,но среди тех, кто у меня вызывает уважение как адекватный политик,например-Владимир Рыжков.Но,вообще,я не стронник такого жертвеннического диссидентства, в частности-умри как политик,но не связывайся с Кремлем;другое дело насколько этот компромисс оправдан-вот никак не верится,что Кремль даст "Правому делу" спокойной жизни,до сих проекты,выходящие из-под контроля либо сворачивались совсем,либо частично-"Родина","Справедливая Россия".Скорее поколение наших детей успеет пожить при Путине.
Поступательное движение есть,в ментальном плане,но это вершина айсберга-процент молодых,мыслящих,образованных мал в масштабах страны.

01:01 20.11.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

Президент сотрудник КГБ и никто не знал куда пойдет страна?!! А вы еще люстрацию хотели устраивать. Наверно всех гебистов бы оставили, с таким образованием и умом. Да это будет счастье Ваших детей, если они будут жить при Путине. Иначе им спасение только одно - эмиграция. Как и вашим духовным предкам из 17 года.

03:20 20.11.08
Сергей Симонов

Яна, безусловно, опасность того, что "Правое дело" свернут как "опасный"/неудавшийся проект есть, - это, опять же, признает и сам Гозман. С другой стороны, есть, как мне кажется, некий шанс, что партию оставят жить - у новой структуры свои покровители (тот же Чубайс) - ведь СПС вплоть до думских выборов 2007 тоже никогда не отличалась яркой оппозиционностью - и существовала. Возможно, Кремлю нужен был банальный ребрендинг: чтобы новая структура уже не ассоциировалась с Ельциным и старым порядком, так сказать. А сам по себе актив СПС вряд ли кому-то из российских хозяев мешал - бьюсь об заклад, что если бы им не прикрыли столь очевидно дорогу в Думу/в политику, праволибералы из СПС никогда бы не заняли столь жесткую позицию перед выборами, какую они в итоге - безызходности благодаря - заняли.
Насчет вершины айсберга - процент мыслящих и образованных всегда и везде мал - это не означает, что наше поколение в целом/как таковое не примет, точнее, не пропитается с ног до головы демократическим/капиталистическим жизненным уставом. В какой-нибудь Америке процент мыслящих и образованных ни чуть не выше российского.

03:29 20.11.08
Сергей Симонов

По поводу отличия "Правого дела" от той же Справроссии: в СР почти никого из рогозинских родинцев не осталось, всех погнали метлой - по сути, СР это была абсолютно новая партия с новыми лицами итд. А в ПД как минимум половина (по крайней мере, на данный момент) - это те же эспээсовцы, вся старая либеральная гвардия.

06:02 20.11.08
Ольга Мясникова

Мне аж страшно, но я в который раз, Сергей, почти полностью с тобой согласна (касательно твоего материала). Но вот что меня беспокоит в наших правых - это какая-то непрошибаемая близорукость. Мне иногда кажется, что правые абсолютно не видят своей аудитории, вернее не представляют из кого она состоит. Они пытаются аппелировать к тем, кто считает, что 90-е это и есть демократия во всей ее красе. А смотреть нужно на средний класс и молодежь.

17:09 20.11.08
Сергей Симонов

Кстати, как раз ПД в этом плане, возможно, пересмотрит свою позицию - вряд-ли они будут ссылаться на девяностые и абсолютно точно будут аппелировать к среднему классу (так у них в программе и написано - средний класс это их аудитория). А вот с молодежью могут возникнуть проблемы, как мне кажется.

18:38 20.11.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

У нас разве есть средний класс?

21:33 20.11.08
Ольга Мясникова

Израиль Рабинович, средний класс у нас есть и он потихонечку развивается. Или Вы, наивно полагаете, что создать средний класс - это как щелкнуть пальцами?
Сергей, про молодежь я уже писала в своем материале "Наболело". Пока правые будут шарахаться от патриотизма, как от проказы, врядли они поведут за собой большое количество молодых людей. Хотя именно молодые в России - самый демократичеки - настроенный слой населения.

15:39 21.11.08
Natalie Gostevskaya

Не уверена насчет свободолюбивости нынешнего поколения. Напротив, они не видели СССР - поэтому есть основа для мифотворчества, что неизбежно будет в дальнейшем.
Что касается необходимости представительства правых в Думе - тоже не все так однозначно. А какой толк быть в этой декорированной Думе? Какой толк от их присутствия, когда дальше определенных рамок им зайти не дадут? В 1999 г. было больше разноголосья, поэтому сравнение не работает.

18:11 21.11.08
Сергей Симонов

Дальше определенных рамок им, скорее всего, зайти в Думе/в регионах не дадут, тем не менее, что-либо сделать (разработать законопроекты/вынести их на рассмотрение/даже довести до принятия/огласить, отстоять праволиберальные позиции) они могут - не нужно воспринимать Думу как пустое пространство - это просто-напросто неправильное восприятие. Ведь многие здравые люди ушли из того же "Яблока" к эсэрам, например, потому что работа над конкретными законопроектами для них важнее, нежели членство в определенной партии - конкретные цели для них важнее, чем партия. Та же Оксана Дмитриева работает в Думе над законодательством, оглашает здравые позиции - сказать что она (да и многие другие) ничего там не делает/находится декорации ради никак нельзя. Да, ее партия, на мой взгляд, мягко говоря, сомнительна, сомнительна риторика эсэров, однако под эгидой СР можно реально работать, состоя в "Яблоке", к великому сожалению, реально работать нельзя - только протестовать (что тоже важно). Что, та же фракция СПС в Думе предпоследнего созыва находилась там декорации ради? Ведь они были в меньшинстве. - да нет, они разрабатывали (отчасти наряду с другими, если позиции пересекались) законопроекты, многие из которых были приняты, и это они сами приводят как данность в своих брошюрах/документах.

18:40 21.11.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

О! Гостевская голос подала. Я уже думал, что это бот. Да молодежь за нами, за патриотами. Какие там мифы про СССР. Просто оболгать до конца не удалось. Хотя пытаются постоянно. Про декаративную думу это правильно. Она с 93 года, с своего появления ничего не решает. Как корабль назови так он и поплывет. Какой дума при царе была, такая она и сейчас. Одна фикция.

00:27 26.11.08
Борис Романов

Сергей, политика становится черно-белой, когда есть ОНИ и есть МЫ. Понимаешь? Когда, у НИХ есть ИХ правила, у нас есть НАШИ правила. Это просто признак авторитаризма, в котором мы живем.

02:35 02.12.08
Израиль Рабинович, пушкиновед

И какие Ваши правила? Интересно их выслушать.

Похожие статьи

14.01.10
| 52

«Убогая Раша»

Развалить Россию и зажить как «цивилизованные европейцы» // Сергей Симонов

Последние годы в СМИ все чаще всплывают сообщения о т. н. «регионалистах». Пока что об их деятельности сообщается по большей части фрагментарно, далеко не все понимают, кто это и чего эти люди вообще хотят. А хотят они — ни много ни мало — развала России.

Сергей Симонов

02.01.09
| 4

Наступят времена почище

«Полит-грамота» подводит политические итоги 2008-го // Яна Комогорцева

Прошедший 2008 год запомнится разными событиями и явлениями, что-то станет историей, уроки которой хронически не усваиваются, что-то останется современностью, перейдет в наступивший 2009 и будет ещё не раз всплывать в новостях. Прежде всего, 2008 — это год начала финансового кризиса, войны в Южной Осетии, увеличения срока полномочий президента до 6 лет, продолжения главного политического дела эпохи — дела ЮКОСа, смерти Александра Солженицына, выборов в США и их отсутствия в России, скандала с каналом «2х2»…

08.12.08
| 9

Свято место опустело

Надолго ли? // Яна Комогорцева

С уходом Алексия Второго перевернулась ещё одна страница истории РПЦ, Алексий оказался намного счастливее, чем его предшественники: он увидел то, о чём они лишь мечтали. Какой бы ни была следующая страница истории РПЦ и России в общем, чем бы ни закончилось сегодняшнее главенство в идеологии «православия, самодержавия, народности», хочется верить, что церковь будет когда-нибудь де-факто абсолютно отделена от государства, но и овощехранилищ или чего похуже в храмах больше не будет никогда.

Яна Комогорцева

18.11.08
| 10

Perestroika-перезагрузка

Шанс есть — в объединении оппозиции // Яна Комогорцева

Фигурки можно выбрасывать, когда надоедает, заменять; главное, желающие на эти роли всегда найдутся, предыдущие проблемы ничему не учат. Дело не в том, что было бы с СПС дальше, а в том, что «Правое дело» — это кремлевские пляски на костях партии, созданной естественным, а не рукотворным путем…

Яна Комогорцева

25.10.08
| 5

Пять лет права на попрание прав

25 октября исполняется ровно пять лет с того дня, когда Михаил Ходорковский попал за решетку // Яна Кормогорцева

Кажется, сколько раз за эти пять лет и раньше из-за каких-то других событий к месту можно было сказать сакраментальное «и мы проснулись в другой стране», но после 5 утра по новосибирскому времени 25 октября 2003 года Россия действительно стала другой, эта дата — точка невозврата, начало скатывания все ниже и ниже от демократических завоеваний 90-х…

Яна Комогорцева

13.10.08
| 1

Не Наше ТВ

Почти некролог на один юбилей // Яна Комогорцева

НТВ отметило свое 15-летие. Даже премьер пришел поздравить. По этому случаю в телецентре «Останкино» на нескольких этажах закрыли туалеты. Видимо, и здесь, как во всей политике Кремля по отношению к ТВ решили, что перебдить, лучше, чем недобдить. И зря…

Яна Комогорцева

05.10.08
| 2

Вся власть президенту!

К юбилею октябрьских событий 1993 года // Яна Комогорцева

Парадоксальное переплетение противоречий ровно 15 лет назад, во время октябрьского противостояния президента и парламента, заложило основы существующей сегодня системы власти с неограниченной властью президента и покончило, с роспуском Верховного Совета, с властью советов на всех уровнях.

Яна Комогорцева

© «Полит-грамота», 2007–2012

Позиция редакции сайта может не совпадать с мнением авторов опубликованных статей.
Пожалуйста, ставьте ссылку на источник при копировании материалов.

mail@polit-gramota.ru

Яндекс цитирования

Реклама: