Logo_v4 молодежный медиапроект
Репортаж Субъектив Дебаты
Интервью КиноТеатр Телеверсия
Петербург Москва Карелия Псков Архангельск Вологда Новгород Волгоград
Все теги
ЕР КПРФ ЛДПР Наши Оборона Правое дело РНДС РСДСМ СР ФСМ Яблоко
О проекте
25.01.11

Страна рабов

Чему учит теракт в Домодедово?

Мы не спрашиваем ни у власти, ни у самих себя: почему нас взрывают? Почему наши силовые органы, призванные не допускать подобные трагедии, эти трагедии предотвратить не в силах? Кто понесёт наказание за смерть ни в чём не повинных людей? Кто потеряет свои погоны? Но даже если мы и задаём эти вопросы, они растворяются в безмолвствующей и равнодушной общественной массе.

Мы узнаём о теракте, ужиная и краем глаза следя за страшной картинкой на наших плазменных панелях. Чужая смерть для нас скорее информационная приправа для вечерней трапезы, чем трагедия. В этом мы не сильно отличаемся от, скажем, француза, американца, или англичанина. Там тоже смерть — лишь информационный повод. Но знаете, в чём мы действительно отличаемся от англичан, французов и американцев? Нет, не в отношении к смерти, но в отношении к жизни.

Мы не боимся за свою жизнь так, как боятся за свою жизнь западные буржуа. Именно страх за свою жизнь заставляет последних инстинктивно искать способ избежать повторения однажды произошедшей трагедии. Западное общественное мнение в едином порыве давит на государство, заставляя его принимать необходимые меры, в том числе отправлять в отставку проштрафившихся чиновников. У нас же… У нас же активность гражданского общества ограничивается не совсем искренними соболезнованиями в ЖЖ и twitter. Нет, разумеется, есть приятные исключения (как, скажем, те ребята, что стояли в Домодедово с табличкой: «Бесплатно до метро»), но эти приятные исключения уравновешиваются цинизмом тех, кто пытался всячески заработать на произошедшей трагедии.

Впрочем, о каком гражданском обществе вообще идёт речь? Мы надеемся на государство, а не на самих себя. Неоправданно надеемся…

Вот парадокс парадоксов: мы искренне верим в мифического фсбшника (мвдшника — не важно), который придёт и молча нас спасёт, но когда оказывается, что фсбшник не такой уж и могущественный и в нужный момент его никогда нет рядом, мы не перестаём в него верить!

Да, мы верим нашему государству, верим, как завещал нам ещё товарищ Сталин: бездумно, бессмысленно. Мы с трепетом вручаем наши жизни в руки государства, и если вдруг завтра государство начнёт нас расстреливать, или организовывать новый ГУЛАГ — ни один из нас не возмутится. Наоборот! Будет хвалить государство, молится на портрет нового вождя и сочинять дифирамбы наступающему светлому будущему.

Мы — ментальные рабы, боящиеся на генном уровне высказать своё недоумение по поводу безволия, слабости, глупости государственных чиновников, чья неэффективная работа приводит к смерти наших соотечественников. Мы словно римские вольноотпущенники до конца жизни обязанные своему господину — государству.

Но, будучи рабом, не стоит рассчитывать на уважение к собственной персоне. Не стоит рассчитывать на то, что к нам будут относиться как к людям… Мы — живой скот и до тех пор, пока мы этого не осознаем, пока не искореним в себе подсознательный страх перед государством — нас будут резать и взрывать…

Дмитрий Караваев, Киров,
специально для «Полит-грамоты»

Теги: Дмитрий Караваев, Субъектив

Оставить комментарий

Подпись:
Защита от роботов:
captcha

Комментарии

17:21 25.01.11
Елена

Классно написано! Полностью согласна.

21:18 25.01.11
Valerik

Дмитрий, вы пишете, что "... мы искренне верим в мифического ФСБшника, МВДшника.." как раз наоборот! Посмотрите любые опросы (пусть они не в полном смысле научны социологически), доверие милиции и силовым структурам - около 2% (максимум было 6% - как ни странно после взрывов в Москве в прошлом году). Так что вы исходили из неверных данных при написании статьи..

22:10 25.01.11
Караваев Дмитрий

Valerik, одно дело - отвечать на вопросы о доверии и другое дело реализовывать это "недоверие" на практике. Да, статистически к правоохранительным органам у нас относятся весьма негативно, но, согласитесь, если бы наше недоверие было реально, если бы мы действительно полагали, что правоохранительные органы не уберегают нас от какого-то ещё большего зла - эти самые органы, под давлением общественного мнения, стали бы меняться в лучшую сторону. Короче, да, мы боимся и ненавидим государство, но мы ещё больше боимся взвалить ответственность за собственные жизни на свои плечи.

22:14 25.01.11
Караваев Дмитрий

Елена, спасибо)

22:23 25.01.11
Valerik

Дмитрий, то что доверия, уважения и т.п. к милиции нет, было известно давно, а яркий пример этому Манежка. После бездействия милиции народ начинает действовать сам (обычно это плохо кончается для него самого). примеры - Манежка, Кущевка, Кондопога...

22:40 25.01.11
Караваев Дмитрий

Valerik, не убедительно, не системно. Как сказал мне один коллега: "Нашего брата надо загнобить донельзя, чтобы он позволил себе дать в морду своим угнетателям". Однако, вы правы. Есть надежда, что гражданственность в России потихоньку пустит корни. Должно сменится несколько поколений, должны уйти те, кто воспитан на рабской, советской морали. На это нужно время и постоянная интеллектуальная работа тех, кто действительно представляет, что такое "свобода".

23:43 25.01.11
Valerik

Дмитрий, мы, кажется, немного отклонились от темы. Мы ведь говорили о доверии и вере в милицию, в уповании на нее. Так вот, мне представляется, что русский народ верил власти, но только в лице царя, генсека, президента. И сейчас народ верит в премьер министра, президента, ну может еще Шойгу верит, но не ментам и чиновникам! Нет! Единственное исключение, когда, может, и верили в милицию, так это в советское время и то недолго...
Сейчас общество (ну по крайней мере большинство) не верит ни силовикам, ни чиновникам. И даже поддерживаемой Путином "ЕР" все меньше и меньше...

12:28 26.01.11
Илья

Дмитрий, вы поставили скорее всего справедливый диагноз - но это одно дело. Сложнее предложить пути решения проблемы. Вы видите эти пути? Или уповаете только на смену поколений? Ведь последние 20 лет тоже меняются поколения, но ничего не меняется

15:05 26.01.11
Лис

Лично проводил множество социологических опросов, результаты поражают. В средней полосе РФ премьера и президента поддерживает около 65% населения, однако путают одного с другим. Силовиков не очень любят, но и ненависти к ним особой нет, надеются на их защиту порядка 45% населения. А на счет гражданского общества, так вспомните евреев, зачем Моисей водил их по пустыне 40 лет? Затем, чтобы умерли все, кто помнил рабство, а остались только свободные люди. Нельзя сегодня слезть с дерева, а уже завтра изобрести мирный атом. Нашей стране всего 20 лет, дайте срок. Подчеркиваю,я не имею в виду, что все надо оставить так как есть!

Похожие статьи

27.06.11
| 1

России нужна правая партия

Речь Прохорова породила надежду

России нужна правая партия. Но только в том случае, если она будет действительно правой и реально — партией. Трудно сказать, сможет ли Прохоров сформировать ясную электоральную базу для своей партии (а без этого партии, как известно, всегда превращаются в «Единую Россию»), при этом сохранив её «правоту». К сожалению, уровень развития нашего общества таков, что любой политической силе, желающей пройти в представительные органы власти, приходится «леветь».

Дмитрий Караваев

17.05.11
| 1

Государственная дедовщина

Административным методом можно только догонять

Сегодня рассуждать об инновациях — занятие приятное и, самое главное, модное. Так уж вышло, что эталоном моды в кругах нашей элиты является президент: то, что любит Гарант, автоматически становится модно. Такова особенность русского политика: высокий государственный пост автоматически делает человека властителем дум, чьи слова высекают в граните.

Дмитрий Караваев

09.05.11

Народный фронт имени Путина

Путин — уже далеко не национальный лидер

Выступая перед делегатами межрегиональной партийной конференции «Единой России» в Волгограде, Владимир Путин заявил о возможности создания «народного фронта», который мог бы объединить вокруг партии власти «близкие по духу политические силы». Что это за силы — Путин уточнил весьма расплывчато: дескать, это и другие партии (какие?), и профсоюзы, и молодёжные, и ветеранские и какие-то женские организации. Словно кот Леопольд, Владимир Владимирович призвал всех жить дружно (хотя до этого призыва никто особо и не ссорился), сорвав тем самым громогласные овации «единороссов».

Дмитрий Караваев

26.04.11

Бог есть и его нет

Моя вера не обладает утешительной силой

Религиозные праздники всегда вызывали во мне некоторое чувство смущения. Сначала я воспринимал их как экзотическую новинку и, стоя в церкви, крестился, стараясь вызвать в себе благоговейный трепет перед творящимся действом. Иногда мне это даже удавалось. Впрочем, в религиозном обряде я всегда особо ценил отнюдь не метафизический смысл, но общее эстетическое чувство, вызываемое им. Словом, я никогда не воспринимал религию как нечто серьёзное. Да, крестился, но совершенно не искренне. И вот однажды, я задался простым вопросом: «а зачем мне всё это надо?» То есть, ради чего мне — человеку вполне самодостаточному заниматься насилием над собой и тащиться в какую-то церквушку (к тому момент чувство эстетики сменилось пресыщением и откровенной скукой: дьяконский вой и кадильный звон — уже более не вдохновляли)?

Дмитрий Караваев

22.04.11
| 3

О простом человеческом счастье

Почему потребление лучше, чем спасение?

Я частенько слышу проклятья в адрес потребительского образа жизни, дескать, «вы — потребители, только жрёте, и ничего больше вас не интересует». Отвечаю я обычно четырьмя «железобетонными» тезисами: во-первых, а судьи кто? Да, я — потребитель, да я одеваюсь в брендовых магазинах, да, я использую западную технику, да, я люблю хорошо кушать. Ну, а вы, уважаемые? В лаптях ходите и на балалайках играете? Смешно!

Дмитрий Караваев

09.04.11
| 1

Последний герой

За что изгнали Алексея Чадаева?

В России нет политических партий. Есть официально оформленные институты взаимодействия элит. Иными словами, легитимность наших «партий» определяется не числом их сторонников, но договорённостями между элитами по тем или иным вопросам. Разумеется, нельзя сказать, чтобы народ был полностью «изъят» из политической борьбы — нет, всё гораздо интересней. Народ как бы легитимирует именно эту, до мозга костей элитарную систему государственного управления, даёт ей право на существование. Именно эта парадоксальная система, когда народ сознательно отдал власть элитам, и была названа, с лёгкой руки Владислава Суркова, «суверенной демократией».

Дмитрий Караваев

06.04.11

Интернет как политический фактор

Зомбирование через Всемирную сеть

С каждым годом влияние Всемирной сети на политическую ситуацию всё более и более возрастает. И это связано не только с тем, что Интернет обретает новых пользователей. Всемирная паутина начинает рассматриваться политтехнологами в качестве лучшего инструмента манипулирования общественным сознанием, нежели, скажем, телевидение.

Дмитрий Караваев

© «Полит-грамота», 2007–2012

Позиция редакции сайта может не совпадать с мнением авторов опубликованных статей.
Пожалуйста, ставьте ссылку на источник при копировании материалов.

mail@polit-gramota.ru

Яндекс цитирования

Реклама: