Logo_v4 молодежный медиапроект
Поле зрения Телеверсия Репортаж Дебаты Субъектив Интервью
Все теги
ЕР КПРФ ЛДПР Наши Оборона Правое дело РНДС РСДСМ СР ФСМ Яблоко
О проекте
09.07.09

Война с прошлым

Еще раз о фальсификации истории // Денис Сорокин

Есть набившее оскомину выражение «Тот, кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». Прошлое своё мы, конечно, знаем, но вот в какой интерпретации, и имеем ли за него повод для гордости — это ещё вопрос. Ведь посмотрите — в России нет почти ни одного исторического периода или государственного деятеля, который однозначно бы воспринимался современниками…

Экскурс в историю

Давайте вкратце взглянем:

  • Правление Александра Невского. С одной стороны, патриот и спаситель Руси от тевтонцев и шведов, но сразу же находятся голоса, обвиняющие его в коллаборационизме с Золотой Ордой.
  • Иван Грозный, Пётр Первый — люди, стоявшие у истоков Российской Империи, своими делами давшие толчок её дальнейшему многовековому развитию. Но те же голоса напоминают про опричнину, «Питер на костях», жестокость одного и прижизненное наречение «антихристом» другого.
  • Восстание декабристов. Для кого-то это благородный порыв аристократии, выражавшей протест против закостенелости крепостнической России, а для кого-то — заговор масонов, надумавших сделать со страной то, что, по их мнению, всё же удалось сотворить в 1917-м.
  • Столыпин. Вроде как великий реформатор. Ан нет, нам тут же подсказывают про столыпинские вагоны и столыпинские галстуки.
  • Николай Второй. Кто-то говорит, что он был душка, не желал никому зла, а Россия в 1913-м испытывала мощный экономический рост. Но критики и тут не дремлют — отдал власть Распутину, ввязал страну в кровавую войну, тормозил реформы, разгонял Думы, довёл страну до трёх революций — в общем, ужасть.
  • Однако дальше ещё мрачнее. Если Ленина не очень трогают, буднично предлагая «вынести мумию из Мавзолея», то его последователю достаётся на орехи по полной. Период правления Сталина иначе как 30 лет ада многими уже и не воспринимается, особенно молодёжью. То, что только благодаря ему на мировой арене Медведев с Путиным сегодня имеют возможность надувать щёки, блокируя решения членов СовБеза ООН, и говорить о симметричном ядерном ударе в случае нападения на РФ, как-то сознательно забывается.
  • Хрущёва, как это ни выглядит анекдотичным, критикуют как раз за разоблачение Сталина на ХХ съезде, что в перспективе привело к охлаждению отношений с Китаем и ломке мировоззренческих ценностей у многих наших сограждан того времени. В то же время за сотни тысяч реабилитированных его не хвалят, считая это самим собой разумеющимся. Да и первый спутник с Гагариным в заслугу не ставят — так, будто полетели сами по себе. Ещё не хватает, чтобы кто-нибудь наконец зарвался и ляпнул, что полетели «не благодаря, а вопреки», как очень часто любят оценивать победу в ВОВ — мол, наши русские деды, несмотря на все козни ГКО со Сталиным во главе, сумели выстоять и дойти до Берлина. Смешно…
  • Брежнева продолжают лупцевать за экономический застой и дефицит, приведшие к недовольству политикой страны.
  • А на следующих правителях в народном сознании и клейма негде ставить. Маргиналом и героем одновременно выглядит сегодня человек, открыто заступающийся за Горбачёва с Ельциным. Причём критиковать последнего вошло в моду даже у высших российских чинов. Правильно, оправдывать блеклые результаты путинского десятилетия ведь как-то надо? Ну, вот и вспоминают околокремлёвские политологи и начинавшие своё восхождение при Борисе Николаевиче чиновники о жупеле «лихих 90-х» — бандитах, безработице, инфляции и венценосном дефолте.

В связи с этим забавно будет послушать, что станут говорить о Путине те же самые люди, когда премьер уйдёт на покой (если уйдёт) и ветер перемен подует в другую сторону. К примеру, лично мне неприятно было наблюдать за тем, как СМИ просто затравили Пронина, припомнив ему все косяки в работе, стоило тому лишиться своего всемогущего поста. Видимо, первые абзацы статей у журналистов и витиеватые речи у политиков уже сформированы в головах и неспешно ждут того самого «wind of change» на российском политпространстве.

Ну, так вот — к чему я сделал этот краткий экскурс в историю? А не нравится мне подобное отсутствие идеалов и «священных коров» в нашем прошлом. И ведь оно возникло неспроста — все те годы, начиная с перестроечных «Огоньков», СМИ последовательно ниспровергают десятилетиями устоявшиеся каноны о том, кто и что такое в российской истории хорошо, а что такое плохо. Начали с Павлика Морозова, закончили Александром Невским. Даже, казалось бы, неприкасаемой фигуре Александра Васильевича Суворова недавно досталось. По ходу одного из моих интернет-споров оппонент нашёл и у него червоточинку — безжалостным крепостником он, оказывается, был — женил людей по росту. Ну, может, и был — кто при Екатерине таким или подобным не был? Тут дело в другом — оказывается, в каждой славной исторической фигуре Российского государства можно найти нелицеприятную черту и, раздув её до вселенских масштабов, сделать из неё парию. И в результате мы оказываемся наедине с прошлым, которым нельзя гордиться и восхищаться, а можно только стыдливо опускать голову или нещадно его ругать, стараясь идти в ногу со временем и общепринятым трендом безмерного покаяния.

Кому выгодна фальсификация истории?

Почему так происходит? Почему мы становимся людьми без корней, почитающих максимум своих недавних предков, но при этом стесняющихся истории своей страны, запутавшись в разнообразии её оценок и представлений?

Мне кажется, тут может быть два ответа. Один — конспирологический, второй — реалистичный. Первый вариант предусматривает, что против России до сих пор продолжает вестись Холодная война с применением идеологических и психологических стратегий. Тогда стирание и фальсификация российской истории становятся понятными и объяснимыми с точки зрения правил этого противостояния — народ без истории не способен ощущать себя частью единого государства, а потому понятие патриотизма, столь укоренённое в сознании русского человека и помогавшее ему на протяжении столетий сохранять национальную независимость, попросту исчезает, превращая граждан страны во временных поселенцев на этой территории, которым всё равно, под чьей властью быть и в какую страну эмигрировать. Что касается другого варианта, то он лежит на поверхности. Давайте посмотрим, какую замануху в будущем высвечивает нам из темноты руководство страны:

  • ну, перво-наперво, это Олимпийские игры в Сочи, пришествия которых страна должна умильно дожидаться следующие 5 лет. Они затмевают даже второй пункт счастливого будущего -
  • Стратегию-2020 — программный документ правительства, редкий по своему словоблудию и изначальному отсутствию нацеленности на реализацию. Согласитесь, кто сейчас, глядя на дегенерирующее в депрессивных регионах население и продолжающуюся просадку бюджетной ягодицей на нефтяную иглу, может поверить в то, что ключевыми элементами Стратегии являются инвестиции в человека и переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели. Хе-хе… А ведь уже полтора года прошло с момента её оглашения тогдашним президентом В. Путиным. Где движение, где результаты? Похоже, там же, где и итоги борьбы с коррупцией. Уже год скоро будет с её начала, а премьер даже не удосужился произнести крылатую фразу «Где посадки?» по этому вопросу. Видимо, сначала нам нужно будет дождаться её озвучки, а потом, через пару лет, и имитация посадок начнётся. А там уж и первый срок Медведева к концу подойдёт, за которым пока безызвестность. В общем, Стратегия-2020 — это такой же пиар власти, как и четыре национальных проекта, о которых много шумели, но сейчас предпочли забыть, так как ни черта не сделано и те малые импульсы, которые дали старт их реализации, так и остались слабыми электрическими зарядами, неспособными оживить тело реанимируемого.
  • ну, и чтоб мы всё же не скучали, пресытившись новостями о грандиозных сочинских стройках, власть подкинула нам ещё одну ириску в виде цели заполучить к себе Чемпионат мира по футболу-2018. Ах, какой стране стимул для жизни! Очень напоминает программные заявления кандидата в президенты РФ Богданова, не предлагавшего электорату ничего, кроме своей молодости и обещания выиграть ЧМ.

Вот, кроме этих трёх пунктов, мне на ум ничего не приходит, хоть убейте. Если есть чем дополнить — прошу… Однако и тут кубик-рубик наконец складывается. Зачем власти нужно, чтобы люди, думая о будущем, приходили к выводу, что проведение Олимпийских игр и Чемпионата мира — это моветон в то время, когда в провинции царит колоссальная безработица и моногорода находятся на грани голодных бунтов, а Стратегия-2020 — обращение, рассчитанное на дурачков, не научившихся отличать пустые обещания от реальных дел ещё при раннем ельцинизме? Конечно, кремлёвским стратегам выгоднее, чтобы народ до умопомрачения копался в прошлом страны, порождая бесчисленные хохлосрачи и интернет-армии ненавидящих друг друга коммуняк, имперцев, либералов, желающих наконец вцепиться друг другу в волосья в реале. Для того и идут по нашему ТВ бесчисленные ток-шоу и передачи, открывающие дискуссии по ключевым историческим периодам их новым прочтением. В результате мы перестаём быть единым народом, разделяясь по ущемлённым классам, обиженным национальностям, проигравшим и реваншистам.

Вы читали мемуары белых и красных?

Это нам сейчас кажется, что знать свою историю максимально беспристрастно есть гуд. Однако давайте честно признаемся, сколько людей за свою жизнь удосужится прочитать дневники и мемуары белых офицеров и красных командармов, чтобы составить для себя объективную оценку Революции и Гражданской войны? Да процентов 10, не больше. А остальным 90% хорошо, если достанется непредубеждённо написанный учебник истории, так ведь в большинстве случаев мнение своё они почерпнут из тенденциозных передач Сванидзе, Радзинского или книг Кара-Мурзы и Карпова — здесь непринципиальны политические предпочтения источников.

Предлагаю сравнить, что было бы, если бы в других развитых странах в СМИ творилась подобная вакханалия с разбором собственной истории. Представляю, как бы зашатались столпы американской государственности, если бы в передачах Опры Уинфри, Ларри Кинга вдруг стали бы регулярно обсуждаться и, главное, осуждаться насилие по отношению к индейцам в 18-19 веках, расовая сегрегация в 20 столетии, тактика выжженной земли генерала Шермана во время Гражданской войны, рабовладение отцов-основателей США, преступления Джи-Ай во Вьетнаме и агрессивная внешняя политика страны в последние десятилетия. Думаю, американское общество взорвалось бы от таких информационных бомб — моментально бы вспомнили о своих корнях жители бывших Конфедеративных Штатов Америки, заколосился бы сепаратизм в Техасе и Калифорнии, афроамериканцы с новой силой стали бы требовать денежной компенсации за многолетнее рабство, ну а весь англоязычный интернет погрузился бы в распри, порождённые распиаренными в СМИ книгами вьетнамских, северокорейских и российских авторов, «раскрывающих правду» об американском империализме.

Аналогичный удар по моральному состоянию общества Британии нанесли бы скрупулёзное разбирательство и критика действий Британской Ост-Индской компании, а особенно массовый голод в Индии по вине англичан и опиумизация Китая. Испанию бы разбередило исследование её франкистского прошлого, а все европейские государства в целом — самокритика за добровольное или вынужденное сотрудничество с нацистами во Вторую Мировую. Особенно несладко пришлось бы странам, сумевшим вовремя переметнуться на сторону антигитлеровской коалиции и тем самым избежавшим Нюрнбергского суда.

Но западные страны разумно предпочитают не ворошить прошлое, желая сохранить стабильность своего социума. Даже Китай не ударяется в огульную критику правления Мао, приведшего к многомиллионным жертвам среди населения, а предпочитает находить компромиссную точку зрения, говоря о том, что верные и ошибочные действия Великого Кормчего соотносятся как 70% к 30%. Совсем не похоже на положение в нашей стране со Сталиным, в последствиях руководства которого видят и культивируют только вторые цифры.

Мы можем противодействовать промывке мозгов

Что же можно сделать, чтобы суметь противостоять этому миксеру, бороздящему наше прошлое? К сожалению, на уровне нации, народа — ничего. Ничего, пока доступ к эфиру, газетным полосам имеют исторические ревизионисты, фальсификаторы и манипуляторы, негласно поддерживаемые на уровне руководства страны. Их голоса для обывателя всё равно будут звучать громче и авторитетнее, чем Ваше, соседа, депутата гордумы или оппозиционной газеты, загнанной в подполье, малые тиражи и тупичок Яндекса.

Мы можем противодействовать подобной промывке мозгов лишь на уровне индивидуума. Как? Читайте больше книг, желательно выражающих обе точки зрения; критично их осмысливайте; проверяйте источники; находите опровержения сомнительной информации. К примеру, очень интересно почитать Солженицына или Суворова, а затем критический разбор их работ с указанием противоречий или откровенной лжи.

Ну и самому стоит интересоваться историей своего рода, социальной или религиозной группы, к которой он традиционно принадлежит. В этом случае преемственность поколений, рассказы о предках сыграют свою роль и помогут приблизиться к осознанию исторической правды и своего места в её понимании.

Денис Сорокин,
«Полит-грамота»,
фото — history.land.ru

Теги: Субъектив

Оставить комментарий

Подпись:
Защита от роботов:
captcha

Комментарии

12:23 09.07.09

Целое исследование!

17:13 09.07.09
Павел Еремеев

Читал и сравнивал, уровень красных ниже плинтуса, к тому же они их даже после смерти переписывать умудрялись, (Жуков например)

22:59 09.07.09
Дмитрий Избицкий

Чего-то я не понимаю автора. С одной стороны, вроде бы ему хочется, чтобы были в нашей истории некие священные коровы, о которых можно думать только с одной стороны, хорошей, а с другой не следует, чтобы патриотизм был - а с другой, советует знать разные точки зрения... Так разные точки зрения те самые как раз в начале статьи и приведены, чем же они, в таком случае, автора не устраивают? Или автор думает, что история - это что-то вроде геометрии, и если прочитать достаточно много книжек - обязательно придешь к одним и тем же правильным выводам, что и все остальные?:)

02:57 10.07.09
Автор

Дмитрий, да всё просто. Старых героев развенчали, а новых не создали. В результате количество негатива в российской истории явно не соответствует его реальной пропорции. Как раз это автора и не устраивает. А читать самостоятельно советую тем, кто испытывает сомнения в том, что развенчали этих героев правильно. В первую очередь, я говорю о советском времени.
Комментарий Ваш хорош, но надеюсь мне удалось прояснить свою мысль, высказанную в этой статье.

11:16 10.07.09
Дмитрий Избицкий

Мысль Вам разъяснить удалось, но в таком случае непонятно другое: почему исторический герой обязательно должен представляться личностью, лишенной серьезных недостатков, почему про эти недостатки не стоит говорить, почему говорить про эти недостатки - значит обязательно героя развенчивать?

На мой взгляд, это просто неизбежное следствие рационализации общественного сознания, что как на смену религии приходят общественно-политические идеологии, уже не претендующие, вообще говоря, на то, чтобы быть какой-то данной свыше идеальной божественной истиной, и допускающие критику в свой адрес и развитие - так и на смену идеальным мифологическим персонажам вроде былинных богатырей приходят реальные исторические фигуры, обладающие не одними лишь достоинствами.

На мой взгляд, проблема России вовсе не в том, что в ней допускают слишком много критики. Проблема в том, что критика в ней уже есть, а вот сознания того, что исторических деятелей не обязательно нужно идеализировать и мифологизировать - еще нет. На самом деле, надо просто уходить от мифологического сознания к реалистическому, тогда критика, и сознание наличия у исторических деятелей не только достоинств, но и недостатков, уже не будет восприниматься столь болезненно, как некое "развенчание", "низложение" и т.п.

11:20 10.07.09
Михаил

Негатива много, потому что история у нас такая, потому что нормальную жизнь себе устроить не можем и герои тут не при чем. И героев, кстати, лучше вообще не создавать, т.к. идеальных людей не бывает, у каждого будут свои минусы и плюсы. А история должна без эмоций просто передавать факты.

13:03 10.07.09
Автор

Дмитрий, вопрос как раз в том, КАК говорить про недостатки исторических деятелей. Возьмём Сталина – я не знаю, как Вы к нему относитесь, поэтому просто для примера. На официальном уровне его имя табуировано, Президент даже не упоминает его имя в День Победы. Вокруг его образа создан сплошной негатив, а положительные дела на государственном уровне при этом замалчиваются. Вот такой подход мне совершенно не нравится.
Или взять первые поражения Красной Армии в 41-ом. Для всех нормальных людей это трагедия, анализ сделанных ошибок. Но находится немало известных историков и телеведущих, смакующих и количество убитых и количество пленных, «одну винтовку на троих» и головотяпство Сталина. Разница между обнародованием фактов и смакованием в таких случаях очень хорошо заметна.
Если мы (руководство страны) берём личность Петра Первого и решаем, что он принёс больше добра для страны, чем бед, то подавать информацию о нём стоит в соотношении 80 на 20. Соответственно, 80 – это признание заслуг, 20 – критика. Разумеется, реальные пропорции могут быть другими, не в пользу Петра, но если в школьных учебниках и на ТВ мы сделаем их 50 на 50, то получим национальный раздрай и общество, никак не связанное совместной историей (в принципе мы уже сейчас это имеем).
В этом вопросе я мыслю не глазами обывателя, которому хочется знать всю правду и чтобы от него ничего не утаивали, а со стороны руководителя страны, которому необходимо, чтобы нация пришла в спокойствие, перестала наконец ворошить прошлое и, объединившись, занялась строительством будущего. Если этого не произойдёт, то мы придём к тому, что видим сегодня на Украине.

16:30 10.07.09
Сергей Симонов

Согласен с основным тезисом Дениса - старых героев развенчали, а новых не создали. И это действительно большая проблема. Ваш материал в этом смысле перекликается с текстом Коли Потатуева о Ельцине.
Я, опять-таки, убежден, что современной России как раз нужно и необходимо создать своих героев - т.е. героев нашей постсоветской государственности, обоснования демократического строя ради, его большего укоренения и принятия населением. Только вот наше руководство на это едва пойдет. Кремлевским обитателям, по всей видимости, не государственный строй укрепить важно, создать новую органичную преемственность демократической власти и прочая "возвышенная чепуха", а просто-напросто свою шкуру выгородить. Что совершенно характерно для всех авторитарных правлений. И в этом смысле я абсолютно согласен с Денисом.
Не согласен только, опять-таки, с выводом: зачем по новой запутывать людей заново выбеливая образ того же Сталина, когда очевидно, что Советское прошлое ушло навсегда и герои той эпохи совершенно негодны да и неприемлемы для подражания и выставления на пьедестал в сегодняшнем нашем обществе. Вакуум примеров для подражания и гордости государственного масштаба действительно есть, но нам нужны новые, соответствующие сегодняшнему времени герои, а не советские мумии. Их уже не спасти, не надо в этом смысле питать никаких иллюзий.

05:46 11.07.09
Павел Поляков

Народу не нужны демократические герои. Потому что все они фактически предатели. Поэтому власть и народ сделали выбор в пользу героев дореволюционной России. Многих из них еще при советской власти "отбелили", вроде Петра I. Так что проблемы никакой нет.

12:41 28.09.09
Павел Еремеев

И кого же они предали?
Ваших паханов?

Похожие статьи

10.02.12

Оранжевое зеркало

Посмотри на «болотника» — «поклонника» увидишь

Оранжевые против антиоранжевых! Два митинга прошло в Москве! Противостояние нарастает! Вот что вбивают нам в головы СМИ в последние недели. Только вот стоит ли верить телевизору? Разве за последние десятилетия не показали наглядно, что не стоит? Для начала всмотримся в состав выступающих. А потом ответим на вопрос «что делать»…

Антон Нагинин

09.02.12

Территория Чурова

Почему я иду снова работать на выборы

Мне стыдно жить в стране, в которой школьные учителя, директора, завучи (а в большинстве своем избирательные комиссии были составлены из них) участвуют в фальсификациях на выборах. Что делать, если те, кто отвечают за интеллектуальное и моральное развитие наших детей так легко идут на сделку с совестью? Я снова иду наблюдателем — потому что хочу что-то изменить в своей стране. Хотя бы снизу, на своем уровне.

Сергей Иванов

06.02.12
| 4

Путин не забыл про интернет

Комментарий сегодняшней статьи

Многие либеральные политики активно говорили о том, что власть «удушила демократию» в нашей стране. Как мы можем видеть по многотысячным выступлениям и демонстрациям — это не так. Уровень гражданского общества и ответственности населения за страну лишь возрос. Владимир Путин пишет, что сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов: «Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния — это результат наших усилий. Мы на это работали».

Артём Галицын-Мурзаков

05.02.12
| 4

Мода на протесты

Попытка присоединить себя к элите

Чем интересны все изыскания в философии общества потребления так это в том, что, как правильно замечал Бодрийяр, прочие философы и даже Пелевин, проблема престижности потребления распространяется не только на материальную сферу, но и на духовную. Ты показываешь свой статус не только покупая брендовые вещи, но и транслируя брендовые идеи, доказывая, что твой духовный мир, твое мировосприятие более правильное, модное, престижное, чем у других. Этим можно объяснить и любой так называемый политический спор в ЖЖ, когда как бы «либералы», считающие, пусть и подсознательно, культуру протеста брендовой вещью, которой должны заниматься правильные, хорошие и образованные люди, пытаются унизить остальных, не имеющих желания протестовать.

Антон Андреев

04.02.12
| 1

Экология или политика?

Чирикова объявляет войну Норвегии

Прочитав так называемые «Программные требования Движения „Экооборона“ в области экологической политики» я, признаюсь, пришёл в некое замешательство. Во-первых, как таковой экологии в этом документе совсем немного, она скорее выступает фоном для политических требований, а во-вторых, по своей абсурдности некоторые фрагменты этого документа напоминают эпизоды поэмы «Москва-Петушки», где речь идёт об отделении Петушинского уезда от страны и войне с Норвегией. Сама по себе охрана природы для «Экообороны» и лично Евгении Чириковой — лишь повод оказаться на политическом поле, где начинаются уже совсем другие игры.

Александр Трунов

24.01.12
| 12

России нужна третья столица

Гардарика — страна городов

Есть разные показатели значения городов и стран. Из рекламы прогоревшего банка знаем, что когда у нас отменили крепостное право, в Лондоне открыли первую линию метро. Наиболее продвинулся проект подземной железной дороги в дореволюционной Москве. Петербург часто отставал от других городов в модернизации. Трамваи появились раньше в Киеве, а первый автомобиль — в Одессе. Кажется, Российская империя была менее централизованным государством, чем Советский Союз.

Павел Поляков

14.01.12

Сказ о новгородском губернаторе

О том, как он с блогерами в прикуску чайку попил, и что из этого вышло

Впервые за почти пять лет руководства администрацией Новгородской области губернатор Сергей Митин пошел на встречу с неформализованной властями общественностью. Думается, понадобилось это отчасти для проформы, отчасти во исполнение совета «московских друзей». Если уж сам Президент с блогерами встречу провел, а национальный лидер взял популярного блогера Бурматова в руководство своего предвыборного штаба, то и временному обладателю самого большого кабинета в доме по адресу Софийская площадь, дом 1, не следует противостоять тенденции. Как говорить с этими людьми, запросто посылающими в сети и чиновников статусом выше, губернатору, впрочем, явно никто не объяснил.

Алексей Громский

© «Полит-грамота», 2007–2012

Позиция редакции сайта может не совпадать с мнением авторов опубликованных статей.
Пожалуйста, ставьте ссылку на источник при копировании материалов.

mail@polit-gramota.ru

Яндекс цитирования

Реклама: