Logo_v4 молодежный медиапроект
Поле зрения Телеверсия Репортаж Дебаты Субъектив Интервью
Все теги
ЕР КПРФ ЛДПР Наши Оборона Правое дело РНДС РСДСМ СР ФСМ Яблоко
О проекте
28.10.09

Знаем ли мы ту войну?

Нас часто называют «непоротым поколением» // Наташа Лютая

Можно, я задам неожиданный вопрос? Как вы думаете, есть ли в какой-либо отдельно взятой букве особая энергетика? Например, в букве «п»? Какие ты, мой ровесник, слова на эту букву можешь сейчас, не задумываясь, назвать? «Придурок». «Пофигизм». Нерусское party. Любимое «пиво». Манящее «перепихнуться»… И какое же в них настроение? А как насчет «патриотизма», «подвига», «победы»?..

Эти слова многие из нас учили, слышали и, что самое прискорбное, продолжают слышать и вспоминать только в преддверии майских праздников, когда каждый уважающий себя директор общеобразовательной школы просто не может не позвать (по зову ли совести, из желания выслужиться ли) пару-другую ветеранов для встречи с учащимися. А во всех СМИ то и дело появляются сенсационные и ранее не известные подробности давно минувших дней. Уже первого июня все возвращается на круги своя, и говорить о подвигах, а тем паче совершать их, становится совсем не актуально. К концу месяца эти слова могли бы быть и вовсе забыты, но 22-го нам обязательно напомнят, что именно в этот день началась та самая война. Зато потом до очередного мая можно будет расслабиться и не переживать, что нечего смотреть по «телеку»: одни черно-белые фильмы о войне и не более цветные хроники о ней же.

При следующей, не претендующей на оригинальность, мысли кто-то рассмеется, кто-то, быть может, заплачет, а кому-то, как всегда, все равно, но поэтому это не правильно… Более того, это странно и страшно. Я это говорю не потому, что сама такая уж прилежная подданная своего, нашего государства (как могли радостно подумать идеологически выверенные те, кому за сорок), а потому, что сейчас, как никогда ранее, все зависит от внутренней культуры каждого человека в отдельности.

«Вы хотите демократии? Ее есть у меня!» — радостно сообщает нам современное общество, две трети которого составляет молодежь. Молодежь, которая не помнит, или, что хуже, не знает, или, что совсем ужасно, не хочет знать многие слова на «п», «р», «л» и другие прелестные буквы алфавитов мира.

Я не собираюсь осуждать молодежь, а тем более оправдывать ее. Я всего лишь с детства знаю, что у медали две стороны, а у палки два конца…

Нас часто называют «непоротым поколением», абсолютно не ценящим то, что сделали для нас отцы, деды, прадеды. И я даже не отрицаю ту вероятность, что мы то же будем инкриминировать своим детям.

Конфликт «отцов и детей», сами учили, вечен и является непреходящим намеком на то, что сын может оказаться правее отца, и наоборот.

Не совсем прямым следствием этой мысли (но ведь может сознание перескакивать с одной на другую) звучат в моей голове вопросы: почему не слишком голосистый Марк Бернес пел о войне так, что мурашки по коже и комок в горле, а нынешние исполнители, перепевая военные песни, могут вызвать слезы лишь из-за обиды за хорошую песню, вдруг ставшую супертанцевально-лазерным шоу? Почему в течение года к вечному огню приходят, только чтобы погреться?

Может, мы, молодые, черствее, суше, более приспособлены к жизни в каменно-денежных джунглях?.. Так думает большинство отцов и тем самым опровергает собственноручно состряпанный миф о нашей непоротости. Скажу по секрету, по джунглям пробираться ох как не просто и не намного слаще, чем находиться под идеологическим прессингом, на который ссылаются они, описывая трудности собственной молодости.

Тут, среди придуманных о нас мифов, и становится отчетливо видна вторая сторона нашего отношения к ВОВ и подвигам теперь немногочисленных и стареющих защитников родины образца 40-х годов XX века.

Нас закалили и почти уже обездушили другие войны.

Деточки, да что вы знаете!..

Да, нам часто говорят, что мы даже представления не имеем, насколько тяжело было выцарапывать каждый метр земли и побеждать.

Быть может, мы и не сможем никогда постичь, как это, когда горит одна деревня за другой, а в лагерях гибнут тысячи…

Но в этом наше счастье.

Эту глобальную мясорубку мы не видели и можем только извиниться, что не нашим выпускным балам помешали немецкие бомбардировщики.

Но каждый юный максималист может и должен оскорбиться вместе со мной на заявление, что мы вообще не знаем, что такое ВОЙНА.

А разве мы не чувствовали горячего дыхания разворошенного вами Афгана, разве мы не провожали если не братьев и любимых, то друзей и знакомых в Чечню, 1 и 2 кампании, и получали их совершенно другими: без рук, ног, со свернутыми на бок мозгами, а то и вовсе не живыми…

Нет, мы знаем, что такое война.

Знаем это еще и потому, что ведем ее каждый день, независимо от возраста, пола и воинской обязанности.

Мы на передовой в убогом подъезде полуразвалившейся хрущевки; на передовой в бесфонарном переулке, возвращаясь из универа…

Солдаты советских армий знали, умирая, что это все для родины, а за что можем пострадать мы, придется додумывать самим по дороге в больницу, если не на тот свет.

Поверьте на слово — мы знаем, что такое война. Мы знаем это еще и потому, что теория Дарвина работает по-прежнему: выживает сильнейший. И это больше о современном обществе, чем о вьюрках.

Ты силен настолько, чтобы поступить в университет? Ты силен настолько, чтобы найти достойную работу и прокормить младшую сестру, мать и деда, инвалида и ветерана ВОВ?.. Чтобы опередить конкурента на рынке, чтобы успеть продать и купить акции, чтобы работать семь лет без выходных и отпусков, чтобы… Чтобы выжить в тех условиях, которые нам определяет потом и кровью дедов добытая свобода, государственная и личная.

Мы свободней, а значит, должны быть счастливей, не знать и не помнить некоторые слова: беда и бедность, бомба, горе, террор, война, конфликт и другие. Но мы их знаем и даже понимаем, что это такое. И, думается мне, мы в праве требовать самим решать, как нам жить, что нам помнить, а что нет.

Обе эти стороны принадлежат одному наградному ордену, и теперь, я полагаю, вы поймете, почему мне страшно однажды забыть про эту войну. Значит, можно забыть и про все остальные, которые идут внутри и снаружи каждого из нас, и из имеющего неоценимый жизненный опыт и неоспоримые, отвоеванные права Человека превратиться в знающую только сиюминутные потребности скотину: хочу есть, хочу спать, хочу убивать…

И безнадежно пафосно, но с новым смыслом и абсолютно искренне хочу произнести слова, начертанные на каждом памятнике павшим воинам почти в каждом городе России и странах бывшего СССР: ПОМНИТЕ!

Наташа Лютая,
Ульяновск,
специально для «Полит-грамоты»

Теги: Субъектив

Оставить комментарий

Подпись:
Защита от роботов:
captcha

Комментарии

09:36 29.10.09
Ирина

Скажи вы это ветеранам, они обидятся. Все беды нашего общества ничто в сравнении с той войно. Но мы редко уважаем ветеранов. Для галочки проводим часто мероприятия.

11:39 29.10.09

9 Мая надо говорить о погибших, вспоминиать их, а не устраивать патриотические марши
Подрабинек по сути прав: надо обсуждать войну, не идеализиорвать ветеранов. среды нынешних ветеранов есть те, кто воевал с грехом пополам

11:55 29.10.09
Лютая

Ветеранам, кстати, это говорили =) была такая практика в Ульяновском Государственном Университете - несколько лет подряд проводили своебразное арт-ток-шоу о войне и её месте в памяти поколений с участием ветеранов, среднего поколения и молодежи. Резкость молодёжных высказываний смягчали ими же (молодыми людьми)подготовленные творческие номера - мелодекламации по мотивам военных песен и стихотворений, драматические отрывки, исполненные подлинно трепетного отношения... Интересный опыт, надо сказать. Тем более, что сами участники войны благосклонно отнеслись ко всем точкам зрения - понимали, что жизнь не стоит на месте и для людей появляются другие поводы беспокоиться и скорбеть. Но все помнят, чтут и хранят в сердцах их подвиги.
По мотивам этих встреч и кухонных диспутов с не безразличными друзьями и собрались все эти измышлизмы в такую эссеюшечку...
и, намой субъективный взгляд, что обижаться на объективые вещи и такие вот проявления общественной эволюции могут только очень духовно бедные люди вне зависимости от их принадлежности к тому или иному поколению...

14:16 30.10.09

О какой правде можно говорить в стране, где Сталин погубивший более 20млн своих граждан сегодня считается "эфективным менеджером"...... Позор России!!

19:11 30.10.09
Евгений

Аноним лжёт: огромное количество передач по ОРТ, НТВ и РТР про "кровавого диктатора Сталина", фильмы "Сволочи", "Штрафбат", "Сталин.Live" и прочее прочее, не говоря об антисталинской истерии вокруг проекта "Имя России": посмотрите передачу про Сталина, где его тов. Вареников представлял - там воинствующий антисталинизм, причём примитивный... А учебник по Истории России вы и не читали, так что хватит про "эффективного менеджера": там, в учебнике это ЕДИНСТВЕННАЯ положительная фраза про Сталина, всё остальное - только негативные оценки. Да и не докажите Вы, что Сталин был плохим управленцем... Так что продолжайте брызгать слюной, но антисталинизм режима - очевиден.

10:49 03.11.09
Егор Королёв

Может быть Сталин и был неплохим управленцем (на минуточку соглашусь), но с этим утверждением вы вынуждены хотя бы мысленно добавлять, что он был и неплохим убийцей. Шаламов вам в помощь

22:37 03.11.09
Евгений

Егор, я с вами абсолютно согласен и не отрицаю Сталина-тирана-диктатора... Но Путин не пропагандирует Сталина... И Сталин - это не "добро" или "зло", - это политик своего времени. И анализировать с разных сторон...

(Вот и сейчас пишу, а по телеку - сериал про Колчака...)

01:02 06.11.09
Александра

Все авторы комментариев почему-то ударились в обсуждение Сталина (в каждой бочке затычка, ни одного разговора без его имени!.. воистину историческая личность...))) А тема-то материала была другая. "Непоротое", "потерянное" поколение, молодёжь, которая "пошла", тоже помнит. Тоже скорбит. И тоже понимаем.
Меня поразили абзацы о том, что мы тоже знаем, что такое война. Я согласна с каждым словом, и каждый из тех, кому сейчас 20, у кого есть извилины в голове и обида в сердце, согласится тоже.

16:28 08.11.09
Павел Еремеев

Если бы он был хорошим управленцем того что было не было бы

15:12 12.04.10
С уважением,

Мне непонятен агрессивный настрой данной статьи. Простите, а кто, собственно, виноват, что «мы на передовой в убогом подъезде полуразвалившейся хрущевки; на передовой в бесфонарном переулке, возвращаясь из универа...»? Уж не ветераны ли? Или мы сами, наши сверстники?
И очень жаль, что мы относимся к «непоротому поколению»! Многим из нас парочка пинков о-оочень бы помогла в жизни….

15:13 12.04.10
Любовь (с уважением)))

Ой-ой-ой, не подписалась...

Похожие статьи

09.02.12

Территория Чурова

Почему я иду снова работать на выборы

Мне стыдно жить в стране, в которой школьные учителя, директора, завучи (а в большинстве своем избирательные комиссии были составлены из них) участвуют в фальсификациях на выборах. Что делать, если те, кто отвечают за интеллектуальное и моральное развитие наших детей так легко идут на сделку с совестью? Я снова иду наблюдателем — потому что хочу что-то изменить в своей стране. Хотя бы снизу, на своем уровне.

Сергей Иванов

06.02.12
| 4

Путин не забыл про интернет

Комментарий сегодняшней статьи

Многие либеральные политики активно говорили о том, что власть «удушила демократию» в нашей стране. Как мы можем видеть по многотысячным выступлениям и демонстрациям — это не так. Уровень гражданского общества и ответственности населения за страну лишь возрос. Владимир Путин пишет, что сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов: «Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния — это результат наших усилий. Мы на это работали».

Артём Галицын-Мурзаков

05.02.12
| 4

Мода на протесты

Попытка присоединить себя к элите

Чем интересны все изыскания в философии общества потребления так это в том, что, как правильно замечал Бодрийяр, прочие философы и даже Пелевин, проблема престижности потребления распространяется не только на материальную сферу, но и на духовную. Ты показываешь свой статус не только покупая брендовые вещи, но и транслируя брендовые идеи, доказывая, что твой духовный мир, твое мировосприятие более правильное, модное, престижное, чем у других. Этим можно объяснить и любой так называемый политический спор в ЖЖ, когда как бы «либералы», считающие, пусть и подсознательно, культуру протеста брендовой вещью, которой должны заниматься правильные, хорошие и образованные люди, пытаются унизить остальных, не имеющих желания протестовать.

Антон Андреев

04.02.12
| 1

Экология или политика?

Чирикова объявляет войну Норвегии

Прочитав так называемые «Программные требования Движения „Экооборона“ в области экологической политики» я, признаюсь, пришёл в некое замешательство. Во-первых, как таковой экологии в этом документе совсем немного, она скорее выступает фоном для политических требований, а во-вторых, по своей абсурдности некоторые фрагменты этого документа напоминают эпизоды поэмы «Москва-Петушки», где речь идёт об отделении Петушинского уезда от страны и войне с Норвегией. Сама по себе охрана природы для «Экообороны» и лично Евгении Чириковой — лишь повод оказаться на политическом поле, где начинаются уже совсем другие игры.

Александр Трунов

24.01.12
| 12

России нужна третья столица

Гардарика — страна городов

Есть разные показатели значения городов и стран. Из рекламы прогоревшего банка знаем, что когда у нас отменили крепостное право, в Лондоне открыли первую линию метро. Наиболее продвинулся проект подземной железной дороги в дореволюционной Москве. Петербург часто отставал от других городов в модернизации. Трамваи появились раньше в Киеве, а первый автомобиль — в Одессе. Кажется, Российская империя была менее централизованным государством, чем Советский Союз.

Павел Поляков

14.01.12

Сказ о новгородском губернаторе

О том, как он с блогерами в прикуску чайку попил, и что из этого вышло

Впервые за почти пять лет руководства администрацией Новгородской области губернатор Сергей Митин пошел на встречу с неформализованной властями общественностью. Думается, понадобилось это отчасти для проформы, отчасти во исполнение совета «московских друзей». Если уж сам Президент с блогерами встречу провел, а национальный лидер взял популярного блогера Бурматова в руководство своего предвыборного штаба, то и временному обладателю самого большого кабинета в доме по адресу Софийская площадь, дом 1, не следует противостоять тенденции. Как говорить с этими людьми, запросто посылающими в сети и чиновников статусом выше, губернатору, впрочем, явно никто не объяснил.

Алексей Громский

07.01.12

Стокгольмский синдром

Размышления о реакционерах

В популярной психологии есть такой термин — бытовой стокгольмский синдром. В основе его лежит попытка понять и оправдать насильника как способ психологической защиты. Яркий тому пример — женщины, годами терпящие рукоприкладствующих и пьющих мужей. Точно так же и у нас — практически все признают, что государство ворует, нарушает все, что только можно, выполняет свои прямые функции либо за дополнительную плату, либо после долгой и упорной борьбы. Но тем не менее, идти на радикальные шаги, пока есть еда, транспорт, тепло и электричество… Нет, это вряд ли

Антон Гук

© «Полит-грамота», 2007–2012

Позиция редакции сайта может не совпадать с мнением авторов опубликованных статей.
Пожалуйста, ставьте ссылку на источник при копировании материалов.

mail@polit-gramota.ru

Яндекс цитирования

Реклама: такси